Что такое вариатор в автомобиле, и для чего он нужен

chto-takoe-variator-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen (1) Вариатор является относительно новым видом КПП, используемой в автомобиле, постепенно завоевывающей популярность даже у очень консервативно настроенных владельцев легковых ТС. Это устройство отличает простота и удобство. Тем не менее полностью избавить его от недостатков так до настоящего времени и не удалось.

Давайте разберемся, что собственно такое вариатор, установленный на автомобиле.

Что такое непосредственно коробка передач

Любая коробка (как автоматическая, так и механическая) нужна для переключения передач. Проще говоря, она является управляющим узлом трансмиссии, обеспечивающей коррекцию крутящего момента.

На сегодняшний день автомашины поставляются на рынок с самыми разными КПП:

  • автоматические;
  • механические;
  • роботизированные;
  • вариаторные.

Последние (их еще именуют сокращенно CVT) – не совсем новый вид трансмиссии. Первый прототип был испытан в 1959-м, но, в связи с отсутствием средств, обеспечивающих решение ряда чисто технических моментов, распространения он так и не получил. Об идее вспомнили лишь в 1984-м, и с тех пор рассматриваемую КПП стали довольно активно использовать.

Конечно, вариатор сильно уступает по популярности автоматической коробке передач, но свою нишу рынка он занял прочно, и на сегодняшний день доля автомашин, снабженных CVT, уверенно удерживается в пределах 25-27 процентов.

Читайте также:Что такое транспондер на платной дороге: правила пользования

Каков принцип действия у вариатора

Основная отличительная особенность рассматриваемой коробки – усилие передается плавно, то есть привычного нам ступенчатого переключения здесь не предусмотрено. Благодаря этому скорость вращения колес изменяется легко и более точно.

Эффективное бесступенчатое ускорение обеспечивают вариаторы двух основных типов:

  • тороидный;
  • клиноременный.

В последнем случае передача усилия производится через шкивы, соединенные гибким ремнем. Первый из них ведущий, и он непосредственно связан с мотором, второй объединяется с колесами.

В тороидном вариаторе передаточное число меняется с помощью специальных роликов, зажимаемых валами, находящимися на единой оси. Общее отличие рассматриваемой КПП – двигатели внутреннего сгорания в процессе функционирования практически не перегружаются.

Конструктивные особенности

В машинах массового производства по большей мере используются клиноременные КПП. Они состоят из:

  • гидротрансформаторного (реже центробежного, многодискового или электромагнитного) сцепления;
  • ремня (либо цепи);
  • шкивов;
  • управляющего механизма.

Главным элементом коробки выступает именно ремень. Он металлический и состоит из несколько полос стали состыкованных специальными профилированными деталями, придающими ему форму клина.

Главная пробелам вариатора – его ведомый вал не может вращаться в реверсном направлении. Из-за этого в конструкцию коробки добавили планетарную передачу, позволяющую машине двигаться задним ходом. Данный элемент серьезно усложнил КПП, но без него она нормально функционировать не смогла бы.

Читайте также:Что такое круиз-контроль в автомобиле, и для чего он нужен

Управляющий узел вариатора всегда электронный – он полностью отвечает за работу коробки:

  • следит за одновременной сменой диаметров шкивов;
  • активирует сцепление;
  • включает механизм реверсного вращения.

Недостатки и достоинства вариатора

Задумываясь, покупать ли машину, снабженную вариаторной КПП, следует объективно понимать, в чем ее преимущества перед другими моделями. Плюсы следующие:

  • возможность плавно набирать скорость (характерная особенность – полное отсутствие рывков);
  • короткий разгон;
  • высокая контролируемость, что обуславливает комфортность управления;
  • экономичность (не только дизельный, но и бензиновый мотор потребляет заметно меньше топлива).

Основные недостатки вариатора таковы:

  • ремонт достаточно сложный и дорогой;
  • эксплуатация должна производиться строго в рамках дозволенного;
  • невозможность использования в паре с силовыми установками большой мощности;
  • необходимость регулярного контроля состояния смазки и ее своевременной замены.

Эксплуатация и уход

Снизить вероятность возникновения неполадки (и, соответственно, отсрочить ремонт) удастся лишь при условии точного соблюдения рекомендаций производителя автомашины. Все нужные инструкции приводятся в сервисной книжке, потому ее следует внимательно прочесть перед тем, как садиться за руль ТС с вариатором.

Самое важное – постоянно следить за количеством смазки и ее общим состоянием. Нехватка трансмиссионного масла приводит к очень резкому сокращению срока эксплуатации коробки.

Весьма чувствительны вариаторы и к качеству смазочных материалов. По этой причине необходимо использовать композиции лишь проверенных брендов. Основные требования к маслу включены в сервисную книжку.

Ни в коем случае не пытайтесь производить замену смазки самостоятельно, если подобное производитель не предусматривает. Впрочем, в любой ситуации данная процедура требует высокого профессионализма, а конструктивные особенности вариаторов делают практически невозможным ее осуществление в кустарных условиях.

Лучше вариатор или все же автомат

Невзирая на ряд достаточно существенных недостатков, вариаторные коробки считаются наиболее совершенными из всех поставляемых на рынок. Их надежность по достоинству оценена сотнями тысяч автолюбителей по всему миру. По мнению специалистов, в ближайшие годы рассматриваемыми КПП будет снабжаться большинство новых автомобилей.

Покупая авто с вариатором, необходимо обратить внимание на ряд особенностей:

  • такие транспортные средства не подходят для людей, привыкших к агрессивному вождению;
  • нежелательно длительное время передвигаться на очень высокой или, напротив, слишком низкой скорости;
  • КПП плохо переносит большую жару и сильные морозы;
  • буксировка ТС производится исключительно при включенном двигателе, а само оно не может использоваться в качестве тягача;
  • коробка плохо выдерживает езду по пересеченной местности.

С автоматом, как нетрудно убедиться, подобных проблем никогда не случается.chto-takoe-variator-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen (2)

Труднее всего приспособиться к вариатору владельцам автомашин, оснащенных механическими коробками.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *