Что такое лонжерон в автомобиле и его функции

chto-takoe-lonzheron-v-avtomobile-i-ego-funkciiВ автомобиле лонжероны располагаются вдоль его длинной стороны и образуют силовой каркас кузова. Так что такое лонжерон в автомобиле? Совместно с перемычками они являются функциональным аналогом рамы автомобиля. К образованной конструкции крепятся другие части кузова, элементы подвески, крепление двигателя и прочих узлов авто. Перемычки и лонжероны образуют конструкцию, схожую с лестницей и получившей соответствующее название. Лонжерон легко увидеть, рассматривая авто снизу. Они напоминают профильные прямоугольные трубы, особенно выделяясь в передней и задней частях машины.

Функции лонжерона

Предназначение лонжеронов – нести основную нагрузку автомобиля. В машинах с несущим кузовом функции рамы выполняют лонжероны. В грузовиках и других авто с рамой они являются частью последней. Лонжероны принимают на себя основную силовую нагрузку, а потому являются одними из наиболее прочных частей машины. На них передается усилие от двигателя, подвески, груза, а также деформирующие нагрузки самого кузова.

Прочность и жесткость кузова должны быть в определенных пределах, чтобы обеспечить гашение энергии удара, а не передавать ее пассажирам и водителю. Для этого продольная прочность лонжеронов понижается разнообразными методами:

• уменьшается толщина стенок и сечения;
• в местах минимальной нагрузки проделываются отверстия или прорезы;
• образованием складок, легко сминающихся при столкновении вдоль оси автомобиля.

Специально допускаемое разрушение лонжеронов поглощает энергию удара, уменьшая воздействие на часть кузова с водителем и пассажирами.

Кузов, окаймляющий пассажиров, должен быть максимально прочным, с минимальной деформацией, полностью гасить удар.

Читайте также: Штраф или лишение положены за обгон на пешеходном переходе

Размещение и разновидности лонжеронов

Каждый тип автомобиля использует свой вид лонжеронов, различающихся по форме сечения, плоскости изгиба, способа их размещения:
• расположение параллельно друг друга в горизонтальной плоскости;
• в горизонтальной плоскости, но под заданным углом;
• изогнутый лонжерон в вертикальной плоскости;
• изогнутый лонжерон в горизонтальной плоскости.

Параллельными лонжеронами в горизонтальной плоскости оборудуются грузовики. Лонжероны, размещенные под углом, используются на легковых автомашинах высокой проходимости, увеличивая угол поворота колес. Изогнутые в вертикальной плоскости лонжероны опускают центр тяжести авто и позволяют понизить уровень пола. Лонжероны, изогнутые в горизонтальной плоскости, также позволяют опустить уровень пола и снизить центр тяжести автомобиля. Кроме того, они лучше предохраняют пассажиров при боковом столкновении.

Поперечины между лонжеронами оказывают влияние на выбор их свойств и конструкции. Поперечины существенно увеличивают жесткость конструкции и могут принимать форму:

• прямолинейную;
• Х-образную;
• К-образную.

Поперечины и лонжероны в грузовиках соединяются клепкой, в легковых – сваркой. Для закрепления остальных элементов кузова на лонжеронах и поперечинах навариваются разнообразные кронштейны.

Лонжероны как часть кузова: плюсы и минусы

chto-takoe-lonzheron-v-avtomobile-i-ego-funkcii1Сейчас нет автомобиля, в котором не используются лонжероны. Преимущества такой конструкции:

• относительно малый вес;
• высокая стойкость к скручиванию;
• лучшая управляемость вследствие более низкого веса;
• хорошая динамика авто;
• понижение расхода топлива;
• эффективная пассивная безопасность кузова.

Отрицательными свойствами данной основы кузова являются:

• сильная взаимосвязь элементов кузова; при выходе из строя одного из них вся конструкция подвергается риску скорого разрушения;
• малая ремонтопригодность конструкций на лонжеронах.

Проблемы кузова автомобиля, связанные с лонжеронами

За время эксплуатации автомобилей с несущим кузовом проявились основные недостатки использования лонжеронов:

1. Со временем происходит деформация лонжеронов. Для ее устранения требуется специальное измерительное и правильное оборудование.
2. При постоянных нагрузках сильно возрастает усталость металла, и появляются трещины в этих местах.
3. Восстановление деформированного лонжерона в результате ДТП может оказаться невозможным, а попытка устранения породит новые проблемы, такие как нарушение геометрии кузовных деталей, нарушение центровки двигателя, трудно устранимые нарушения геометрии подвески и так далее.
4. Лопнувший в результате ДТП лонжерон способен разрушить всю кузовную конструкцию. Статистика показывает, что 90% подобных дефектов приходится на передние лонжероны.
5. Лонжерон, являющийся частью рамы, меняется довольно легко. Но при несущем кузове проблемы, которые связаны с большой зоной повреждения лонжерона, могут сделать его восстановление бессмысленным вследствие огромного объема работ и дороговизны ремонта.

При незначительных деформациях лонжерона он подлежит восстановлению путем вытягивания на специальном приспособлении. Для этого используется стенд-каролинер, позволяющий контролировать результаты работы.

Читайте также: От чего зависит размер транспортного налога

Противоречивые требования к лонжеронам

Главная задача лонжеронов – усилить прочностные характеристики кузова. Однако во время ремонта стараются нарастить прочность всех узлов корпуса автомобиля, что приводит к ослаблению амортизирующих свойств и может негативно сказаться при ДТП и на управляемости машины.

Внимание! В рамках нашего портала вы можете бесплатно получить консультацию профессионального юриста. Все, что вам нужно сделать, это оставить свой вопрос в форме ниже. Обращайтесь!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *